РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ИНДИКАТОРОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Название проекта: «Разработка системы показателей и индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях»

 

Заказчик: Федеральное агентство по образованию

Цели проекта:

-       разработка системы показателей и индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях с учетом специфики социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

-       повышение качества управления образовательными системами за счёт институционального оформления существующих региональных центров оценки качества образования.

 

Задачи реализации проекта:

-       Формирование системы показателей и индикаторов для  оценки качества образования на региональном и муниципальном уровне.

-       Разработка методических рекомендаций и инструментария по применению системы показателей для  управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях.

-       Подготовка аналитических материалов по состоянию и тенденциям управления качеством образования на региональном уровне.

-       Разработка типовой модели регионального центра информационно-аналитического обеспечения региональной образовательной политики.

-       Разработка типового макета региональной программы мониторинговых исследований.

-       Подготовка рекомендаций по использованию инструментария мониторинговых исследований, разработанных в рамках проекта «Реформа системы образования», в практике деятельности образовательных систем.

-       Подготовка комплекта учебно-методических материалов, включая теоретические и практические аспекты реализации мониторинга в региональных системах.

 

На первом этапе работ были выполнены следующие работы:

1        Сформирована система показателей и индикаторов для оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях.

2        Разработаны методические рекомендации и инструментария по применению системы показателей и индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях.

3        Разработаны аналитические материалы по состоянию и тенденциям управления качеством образования на региональном уровне.

4        Разработана   программа апробации системы показателей и индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях в том числе отбор регионов и проведение установочного семинара.

 

На втором (итоговом) этапе работы были выполнены следующие работы:

  1. Апробированы  показатели, индикаторов и инструментария по их применению  для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях.
  2. Проведен рабочий семинар по рассмотрению методических рекомендаций и итогов апробации.
  3. Доработаны методические рекомендации и инструментария по применению системы показателей и индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях.
  4. Было тиражировано инструктивно-методическое обеспечение применения системы показателей и индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях.
  5. Проведена конференция по вопросам внедрения системы показателей и индикаторов для оценки качества образования и управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях в практику работы органов управления образованием.

 

Получены следующие результаты по 1 этапу:                  

1. Сформирована система показателей и индикаторов для оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях с учетом:

 - анализа существующих систем показателей и индикаторов для оценки качества образования и разрабатываемых форм государственного статистического наблюдения;

 - возможности обеспечения достоверности исходных данных для расчета показателей и  индикаторов и сопоставимости результатов расчета на  межрегиональном (федеральном), межмуниципальном (региональном) и межшкольном (муниципальном) уровнях;

Перечень показателей содержит: источники получения исходных данных и методологию расчета, и включает 52 аналитических показателя,  отражающих качество образования, обеспечиваемого образовательными системами регионального, муниципального уровней и уровня образовательных учреждений.

Перечень индикаторов и показателей согласован с Рособрнадзором.

2 Разработаны методические рекомендации и инструментарий по применению системы показателей и индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях должны включать:

2.1 Разработан инструментарий (рекомендации по организации сбора данных, формы для сбора первичной информации, методы первичной обработки данных и расчета индикаторов) по применению системы показателей и индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях.

2.2. Разработана методика анализа ситуации в образовательной системе общего среднего образования  регионального и муниципального уровней с использованием перечня показателей и индикаторов для управления качеством образования. Методика анализа обеспечивает возможность сопоставительной оценки образовательных систем и выявления на этой основе их сильных и слабых сторон

3. При разработке аналитических материалов о состоянии и тенденциях управления качеством образования  на региональном и муниципальном уровнях проводились следующие работы:

3.1. Выявлялись, систематизировались и описывались тенденции развития практики управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях  на основе результатов обследования по проблемам управления качеством образования в 16 регионах.

3.2. Проводился анализ существующей практики разработки и реализации решений по управлению качеством образования на муниципальном и региональном уровнях управления, включая: выявление, систематизацию, описание, оценку тенденций развития практики управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе результатов обследования по проблемам управления качеством образования в 15 регионах.

.4 Разработана программа апробации системы показателей и индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях:

4.1. Разработана программа обследования, включая определение выборки, порядок проведения, выбор способа сбора данных и инструментарий.

4.2. Проведен отбор регионов и согласован список с Рособрнадзором. Проведен  установочный семинар. Семинар проходил 11-14 сентября в УЦ  «Водник» (Подмосковье), и в нем прияли участие эксперты НП «МАМСО», Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, представители 16 регионов-участников  проекта  и другие специалисты в области мониторинга и статистики образования. В ходе семинара был  рассмотрен опыт регионов по формированию системы показателей и индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях, были заслушаны и обсуждены выступления представителей всех регионов участников  по этому вопросу.  На семинаре также обсуждался график работы по проекту и функциональные обязанности  участников, а так же программа обследования, включая определение выборки, порядок проведения, выбор способа сбора данных и инструментарий.

К выполнению работ по первому этапу был привлечен субисполнитель (ФГУ "Межведомственный аналитический центр социальных инноваций Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию") задачами которого было:

  • Сбор и анализ предложений регионов по формированию системы показателей и индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях
  • Подготовка предложений по учету  региональных особенностей при разработке методических рекомендаций и инструментария по применению системы показателей и индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях
  • Сбор и анализа материалов о практике регионов в области управления качеством образования на региональном уровне
  • Сбор и анализ  предложений регионов к программе апробации системы показателей и индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях, в том числе организация и проведение установочного семинара.

В целом по проекту после завершения второго (итогового) этапа были получены следующие результаты:

1. Проведена апробация  сформированной системы показателей и индикаторов и инструментария по их применению  для оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях с участием 15 субъектов РФ перечень которых согласован с Рособрнадзором.

По итогам апробации подготовлены предложения по доработке показателей и индикаторов для оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях.

2 Проведен рабочий семинар по рассмотрению методических рекомендаций и итогов апробации Число участников рабочего семинара 30 человек, включая представителей МОН, Рособрнадзора, органов управления образованием регионального и муниципального уровнях, экспертов и специалистов, занимающихся вопросами управления качеством образования.

Срок проведения семинара 2 дня.

3 Доработаны методические рекомендации  и инструментарий по применению сформированной системы показателей и индикаторов для оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях на основе:

·  результатов апробации системы показателей и индикаторов для оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях;

·  предложений  Рособрнадзора и участников рабочего семинара

4 Подготовлен тираж методических рекомендаций по применению системы показателей и индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях

Тираж направлен в Рособрнадзор для раздачи участникам семинара, для передачи в региональные органы управления образованием, для использования сотрудниками Рособрнадзора в практической деятельности

5 Проведена конференция по вопросам внедрения показателей и индикаторов для оценки качества образования и управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях в практику работы органов управления образованием субъектов РФ. Число участников конференции 56 человек, включая представителей МОН, Рособрнадзора, органов управления образованием регионального и муниципального уровня, руководителей учебных заведений общего образования, экспертов и специалистов, занимающихся вопросами управления качеством образования.