АНАЛИЗ МИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Название проекта: Анализ мировых тенденций развития образования на основе международной образовательной статистики (2008-2010 гг.)

 

Цель проекта – обеспечение управления образованием сравнительной информацией о состоянии и развитии системы образования Российской Федерации на основе международной статистики для принятия решений и повышения обоснованности выбора целевых значений ключевых показателей развития образования.

 

Задачи проекта:

  • Сбор и предварительная обработка данных для расчета международных индикаторов по методологии ОЭСР, ЮНЕСКО и ЕВРОСТАТа
  • Подготовка предложений по расчетам отдельных индикаторов с учетом особенностей российской статистики образования и возможностей использования экспертных оценок для расширения представления информации о российской системе образования в международных базах данных и ежегодном докладе “Education at a Glance».
  • Подготовка аналитического доклада о состоянии тенденциях развития российской системы образования в контексте международных показателей. 
  • Обсуждение вопросов обеспечения участия России в международных программах статистических исследований INES и WEI и распространение результатов проекта на международном семинаре.

Для решения сформулированных выше задач, в соответствии с поставленной целью, в рамках данного проекта были выполнены следующие работы. В рамках первого этапа работ:

1. «Сбор и расчет данных статистики образования в соответствии с международной методологией».

Для расчета образовательных индикаторов в соответствии с международной методологией был проведен сбор необходимых данных статистики по Российской Федерации. Для обеспечения надежности и достоверности собранных данных были использованы только данные из официальных источников: статистической отчетности Росстата (формы государственного статистического наблюдения по образованию, труду и занятости, демографии и т.д., обследования домашних хозяйств, данные Всероссийской переписи населения 2002 года), данные Минфина, полученные методом запроса, а также анализа официальных изданий Росстата и официальных сайтов министерств и ведомств.В ходе работ по проекту был сформирован набор аналитических показателей, который содержит порядка 100 индикаторов, содержательно характеризующих состояние и развитие национальных систем образования, а также условия их функционирования. Свободный перечень включает в себя индикаторы в различных разрезах: по уровням образования, типам образовательных программ, формам обучения, формам собственности образовательных учреждений, а также по полу и возрасту контингента учащихся. Для каждого индикатора, вошедшего в сводный перечень, сделано заключение о целесообразности и применимости его с учетом специфики системы российского образования. Перечень индикаторов разработан исходя как из возможностей их расчета и наличия для большинства стран – участников программы INES, так и из целесообразности их сопоставления с международными показателями с учетом специфики российского образования. На основе собранных данных, был произведен расчет каждого показателя из сводного перечня по международной методологии ОЭСР. Значения индикаторов по Российской Федерации были согласованы с экспертами ОЭСР для обеспечения их сопоставимости с данными по другим странам.По итогам этих работ были подготовлены информационно-аналитические материалы, содержащие- подробный структурированный сводный перечень рассчитанных индикаторов,- экспертное заключение о целесообразности публикации образовательных индикаторов по Российской Федерации в аналитических сборниках, представляющих ежегодные итоги международных программах статистических исследований INES и WEI с учетом специфики системы российского образования и образовательной статистики,- значения всех рассчитанных индикаторов по России и зарубежным странам,- методологические пояснения со ссылками на источники первичных данных и формулами расчета.

2. Проведение сравнительного анализа индикаторов образования России и зарубежных стран.

В ходе анализа был рассмотрен опыт различных стран в области построения национальных систем статистики образования с учетом различий в специфике отдельных стран, выявлены общемировые тенденции развития образования, дана оценка динамики, структурных характеристик национальных образовательных систем в контексте общемировых процессов. Результатом работ стали информационные материалы, предназначенные в частности для распространения на семинаре по вопросам обеспечения участия России в международных программах статистических исследований INES и WEI.

В рамках второго этапа Государственного контракта были выполнены следующие работы:

1. Подготовка аналитического сопоставительного доклада о состоянии российского образования в контексте международных индикаторов.

В аналитическом сопоставительном докладе, в контексте общих социально-экономических и демографических характеристик, были рассмотрены вопросы масштаба образовательных систем, организации образовательного процесса, ресурсного обеспечения системы, включая педагогический персонал и финансирования образования. В аналитическом докладе данные по странам приведены к виду, который не только позволит оценить систему образования отдельно взятой страны, но и сравнить национальные системы между собой, посмотреть, насколько система образования России отличается от образовательных систем стран, уровень которых представляется желательным, а также стран, имеющих сходные показатели масштаба или социально-экономические характеристики. Для этого были рассчитаны усредненные значения показателей по всем странам, включенным в сопоставительный доклад, и по каждой из групп стран. В докладе также были проанализированы тенденции развития образовательных систем в целом, а также соответствие тенденций развития российского образования общемировой практике. На основании проведенного анализа были сформулированы стратегические задачи для системы образования в России на 2009-2010 годы с учетом международных сопоставлений показателей образовательной политики

2. Проведение семинара по вопросам обеспечения участия России в международных программах статистических исследований INES (ОЭСР) и WEI (ЮНЕСКО и ОЭСР).

На заключительном этапе реализации проекта был проведен семинар с участием российских (45 человек) и зарубежных экспертов (5 человек) по вопросам обеспечения участия России в международных программах статистических исследований INES (ОЭСР) и WEI (ЮНЕСКО и ОЭСР). На семинаре были представлены предложения по расширению участия России в международных статистических исследованиях, разработанные в рамках проекта. В ходе семинара также представлены основные результаты работы по проекту, проведено их обсуждение с участием международных экспертов из Всемирного банка реконструкции и развития, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ПРООН и др., занимающихся вопросами образования.По итогам семинара были выработаны рекомендации по расширению участия России в международных программах статистических исследований, организации и проведению дополнительных статистических исследований на территории России с целью обеспечения расширения российского участия, дальнейшему практическому использованию результатов проекта.Результаты проекта предназначены для использования руководителями и специалистами органов законодательной и исполнительной власти федерального уровня, руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, специалистами, занимающимися вопросами управления качеством образования, мониторинга и статистики образования для: - информационно-аналитического обеспечения принятия решений на региональном и федеральном уровне при подготовке стратегий и программ, а также для определения целевых значений индикаторов бюджетных докладов и программ- предоставления зарубежным партнерам качественной и сопоставимой информации о российском образовании.