СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ СТРАН ШОС

Название проекта: «Сравнительный анализ состояния и тенденций развития образовательных систем стран ШОС и разработка предложений по направлениям сотрудничества»

Заказчик: Федеральное агентство по образованию

Целью проекта является обеспечение органов управления образованием, а также образовательных учреждений, сравнительной информацией о состоянии и развитии как национальных систем образования стран, входящих в ШОС, так и общего образовательного пространства региона, на основе международной статистики для выявления приоритетных направлений сотрудничества в регионе в сфере образования, а также совершенствования механизмов взаимодействия в рамках ШОС.

 

Задачи проекта: - Анализ возможности расчета статистических показателей образования, используемых в международных сопоставительных исследованиях ЮНЕСКО, ОЭСР, Евростата, для систем образования государств – участниц ШОС.

- Определение сводного перечня индикаторов с методологическими пояснениями, на основе которых будет строиться аналитический доклад.

- Сбор и предварительная обработка данных о системах образования стран ШОС для расчета международных индикаторов по установленному перечню по методологии ОЭСР, ЮНЕСКО и ЕВРОСТАТа.

- Сбор и анализ фактологической и аналитической информации о состоянии и направлениях развития систем образования в государствах – участниках ШОС.

- Подготовка аналитического доклада о состоянии и тенденциях развития систем образования стран ШОС в контексте международных образовательных индикаторов, включая определение приоритетных направлениях сотрудничества в регионе в сфере образования с учетом проведенного сопоставительного исследования.

- Выработка рекомендаций для органов управления образованием и образовательных учреждений по совершенствованию механизмов сотрудничества в рамках ШОС.

Для решения сформулированных выше задач, в соответствии с поставленной целью, в рамках данного проекта были выполнены следующие работы. В рамках первого этапа работ:

1) Сбор и подготовка аналитических материалов по развитию систем образования стран ШОС, включая проведение сравнительного анализа индикаторов образования указанных стран, в том числе:

 - сбор данных статистики образования, демографии, уровня жизни населения, здравоохранения, финансов и т.д., используя источники международных организаций, проводящих программы по обследованию национальных систем образования;

- расчет не менее 50 образовательных показателей из собранных статистических данных;

- подготовка аналитических материалов по следующим направлениям:

- общие данные о национальной системе образования: структура системы образования по всем уровням, численность преподавательского состава;

- основные задачи развития национальных систем образования;

- финансирование систем образования;

- управление системами образования, включая развитие общественного участия в управлении образовательными учреждениями;

- подготовка педагогических и научно-педагогических кадров для различных уровней системы образования;

- национальная система образовательных стандартов и программ, механизмы их разработки и обновления.

2) Анализ реформирования систем образования стран ШОС, осуществляемых на современном этапе, с целью определения приоритетных направлений сотрудничества, в том числе:

-Проведение сравнительного анализа процессов реформирования образования в странах-участницах ШОС за последние 5 лет;

- Подготовка аналитического отчета по результатам сравнительного анализа, охватывающий следующие направления:

- изменение структуры образовательных систем;

- повышение качества и доступности общего среднего образования;

- развитие системы профессионального образования;

- развитие системы образования взрослых;

- использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в образовании.

В процессе работы:

а) был произведен сбор данных статистики образования, демографии, уровня жизни населения, финансов и т.д., используя источники международных организаций, проводящих программы по обследованию национальных систем образования;

б) были рассчитаны образовательные индикаторы из собранных статистических данных. Расчеты были проведены по методике международных организаций, используя стандартную классификацию МСКО;

В ходе работ были получены следующие основные результаты:

• Аналитические материалы по развитию систем образования стран ШОС с учетом проведенного анализа индикаторов образования указанных стран.

• Аналитический отчет о реформировании систем образования стран ШОС, осуществляемых на современном этапе, с целью определения приоритетных направлений сотрудничества.

Отчет о проделанной работе и результатах был представлен на круглом столе стран участниц ШОС по теме «Совершенствование системы обмена информацией в области образования в ШОС», который состоялся в рамках Недели образования государств-членов ШОС 1 октября 2008г.В рамках второго этапа Государственного контракта были выполнены следующие работы:

1) Подготовка аналитического доклада о состоянии систем образования стран ШОС и приоритетных направлениях сотрудничества в регионе в сфере образования в контексте международных индикаторов

 Структура Доклада согласована на встрече экспертов по сотрудничеству в сфере образования государств-членов ШОС в Пекине 6-7 февраля 2007 года.Аналитический доклад о состоянии систем образования стран ШОС и приоритетных направлениях сотрудничества включает следующие три раздела:

Первый раздел – «Состояние и направления развития национальных систем образования государств-членов ШОС»,

Второй раздел - «Опыт развития сотрудничества в области образования в рамках ШОС»,

Третий раздел «Предложения по приоритетным направлениям развития сотрудничества в области образования в целях расширения и углубления интеграционных процессов».

В приложениях к докладу приведены выдержки из национальных докладов, представленные странами-участницами в рамках подготовки настоящего Доклада, статистические данные по образовательным системам стран-членов ШОС, а также проект Концепции Университета ШОС: цели и этапы создания. Также в основу доклада были положены материалы, размещенные на официальных сайтах стран.

2) Разработка рекомендаций для органов управления образованием и образовательных учреждений по совершенствованию механизмов сотрудничества в рамках ШОС

 Рекомендации обеспечивают развитие интеграции и кооперации образовательных систем государств – членов ШОС, в том числе на основе:Установления и развития прямых связей между образовательными учреждениями/организациями государств-членов ШОС.Развития информационного обеспечения интеграционных процессов в образовании стран – участниц ШОС,Совершенствования механизма и процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений/организаций государств-членов ШОС для обеспечения развития интеграции и кооперации образовательных систем.В ходе разработки предложений учитывались два основных направления развития интеграции и кооперации образовательных систем государств – членов ШОС:

- Установление и развитие прямых связей между образовательными учреждениями/организациями государств-членов ШОС (совершенствование механизмов и процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений/организаций государств-членов ШОС).

- Развитие информационного обеспечения интеграционных процессов в образовании стран – участниц ШОС.

Рекомендации по обоим направлениям содержат меры по интенсификации сотрудничества в области профессионального образования, обеспечивающие формирование единого образовательного пространства стран- участниц ШОС. Рекомендации разработаны применительно не только к межгосударственному сотрудничеству, но, в первую очередь, к сотрудничеству на уровне отдельных учебных заведений. Они подготовлены как в целом, так и для отдельных стран в целях обеспечения расширения их участия сотрудничестве, как на двухсторонней, так и на многосторонней основе.

Предполагается, что после обсуждения выработанных рекомендаций уполномоченными представителями стран – участниц ШОС, они станут основой для корректировки образовательной политики и уточнения планов и программ действий органов управления образованием и учебных заведений.Результаты выполнения проекта, в частности аналитический доклад о состоянии образования стран ШОС и методические рекомендации по совершенствованию механизмов сотрудничества в рамках ШОС, будут использованы органами управления образованием федерального и регионального уровней и образовательными учреждениями Российской Федерации при реализации основных направлений национальной образовательной политики и стратегии развития экспорта образовательных услуг, в первую очередь в сфере профессионального образования.