РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Название проекта: «Разработка механизмов оценки эффективности осуществляемых преобразований в системе образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»

Заказчик: Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Проект направлен на повышение результативности преобразований, осуществляемых в системе образования автономного округа на основе разработки механизмов оценки их эффективности.

Задачи проекта:

1. Анализ преобразований, осуществляемых в системе образования автономного округа и разработка системы показателей для оценки их эффективности.

2. Разработка и экспериментальная проверка организационно-технологической схемы сбора данных, методов расчета и анализа показателей и процедур оценки эффективности осуществляемых в системе образования автономного округа преобразований на основе полученных показателей.

3. Разработка рекомендаций по внедрению механизмов оценки эффективности осуществляемых преобразований в практику управления образованием в автономном округе.

В соответствии с поставленными задачами в процессе реализации проекта были выполнены следующие виды работ:

1. Анализ опыта оценки преобразований в сфере образования.В рамках данного вида работ обобщен отечественный и зарубежный опыт использования оценки преобразований в сфере образования, в т.ч. материалы по реформированию образования в странах ОЭСР и Восточной Европы, материалы по оценке результатов модернизации российского образования, мониторинга национального проекта «Образование».

2. Анализ состава, целей и задач основных преобразований, осуществляемых в настоящее время и планируемых к осуществлению в сфере образования автономного округа.В рамках данного вида работ проанализированы приоритетные направления развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, заявленные в основных документах, определяющих функционирование и перспективы развития данной сферы: закон "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"; закон «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Реализация приоритетного национального проекта "Образование" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2006-2007 годы"; основные целевые программы, такие как "Развитие образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", "Дети Югры" и другие.

3. Разработка механизмов оценки эффективности осуществляемых преобразований в системе образования автономного округа.В рамках данной части работы подготовлены рекомендации по анализу и представлению результатов оценки эффективности осуществляемых преобразований в системе образования автономного округа с учетом требований Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования».

4. Разработка системы показателей для оценки эффективности преобразований, осуществляемых в настоящее время и планируемых к осуществлению в сфере образования автономного округа.Система показателей была разработана на основе анализа базы данных по показателям действующей системы оценки эффективности развития системы образования в субъектах Российской Федерации, перечень которых утвержден Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825; с учетом унифицированного перечня показателей, характеризующих место субъекта Российской Федерации в социально-экономическом развитии Российской Федерации, предложенного Правительственной комиссией по повышению результативности бюджетных расходов; системы показателей для отбора участников приоритетного национального проекта «Образование», внедряющих комплексные проекты модернизации образования на региональном уровне.

5. Разработка методов расчета, анализа показателей и процедуры оценки эффективности преобразований в сфере образования.Методы расчета, анализа показателей и процедуры оценки эффективности преобразований в сфере образования разработаны в целях обеспечения непротиворечивости с показателями приоритетных направлений деятельности Минобрнауки России и органов управления образованием регионального и муниципального уровней и учитывают требования, предусмотренные, для показателей Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.

6. Разработка организационно-технологической схемы, и инструментария сбора данных для расчета показателей эффективности преобразований, осуществляемых в настоящее время и планируемых к осуществлению в сфере образования автономного округа.

7. Экспериментальная проверка организационно-технологической схемы, инструментария сбора данных, методов расчета, анализа показателей и процедуры оценки эффективности преобразований в сфере образования.

В ходе проведенной экспериментальной проверки организационно-технологической схемы, инструментария сбора данных, методов расчета, анализа показателей и процедуры оценки эффективности преобразований в сфере образования решались задачи оценки:

• Собираемости данных, необходимых для расчета показателей и индикаторов;

• Эффективности инструментария сбора данных;

• Релевантности системы показателей и индикаторов для целей оценки эффективности преобразований в сфере образования на региональном и муниципальном уровнях.

8. Организация обсуждения разработанного механизма и результатов его экспериментальной проверки в форме семинара с участием представителей региональных и муниципальных органов управления образованием и экспертов. По результатам аналитических работ был проведен семинар с участием представителей региональных и муниципальных органов управления образованием и экспертов, на котором обсуждались разработанные механизмы оценки эффективности осуществляемых преобразований в системе образования автономного округа.

9. Доработка механизма оценки эффективности осуществляемых преобразований в системе образования автономного округа по результатам экспериментальной проверки обсуждения на экспертном семинаре и подготовка предложений по его внедрению и использованию в практике управления развитием образования в автономном округе.По результатам экспериментальной проверки и обсуждения на экспертном семинаре проведена доработка механизма оценки эффективности осуществляемых преобразований в системе образования автономного округа и подготовлены предложения по его внедрению и использованию в практике управления развитием образования в автономном округе.

По итогам выполненных работ были получены следующие результаты:

1. Аналитические материалы по обобщению опыта оценки преобразований в сфере образования. 2. Аналитические материалы по составу, целям и задачам основных преобразований, осуществляемых в настоящее время и планируемых к осуществлению в сфере образования автономного округа.

3. Аналитические материалы по описанию системы показателей для оценки эффективности преобразований, осуществляемых в настоящее время и планируемых к осуществлению в сфере образования автономного округа, в т.ч.:

3.1. Методические рекомендации, содержащие описание механизма оценки эффективности осуществляемых преобразований в системе образования автономного округа включая:

- перечень показателей, методы их расчета, анализа и интерпретации для оценки эффективности преобразований, осуществляемых в настоящее время и планируемых к осуществлению в сфере образования автономного округа,

- методы расчета показателей с указанием источников данных,

- методы анализа и интерпретации показателей,

- процедуры оценки эффективности преобразований в сфере образования,

- организационно-технологическую схему и инструментарий сбора данных для расчета показателей эффективности преобразований, в сфере образования автономного округа.

3.2. Предложения по внедрению механизма оценки эффективности осуществляемых преобразований в системе образования автономного округа и его использованию в практике управления развитием образования в автономном округе.

4. Отчет об экспериментальной поверке разработанного механизма оценки эффективности осуществляемых преобразований в системе образования автономного округа.

5. Отчет о проведенном экспертном семинаре по обсуждению результатов выполненных работ.

Результаты работ могут быть использованы органами управления системой науки и образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, органами исполнительной и представительной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, органами исполнительной власти муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, учреждениями образования, предприятиями отраслевой экономики и социальной сферы.