РАЗРАБОТКА МАКЕТОВ ДЛЯ ЕЖЕГОДНЫХ ДОКЛАДОВ О СОСТОЯНИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Название проекта: Разработка макетов для ежегодных докладов о состоянии и результатах деятельности системы образования на федеральном, региональном и суб-региональном уровнях и отчетов общеобразовательных учреждений
Заказчик: Национальный фонд подготовки кадров
Проект носил пилотный характер и был направлен на отработку на федеральном и региональном уровнях основных элементов стратегии модернизации образования, реализация которых должна привести к повышению качества общего среднего и начального профессионального образования, обеспечению равенства доступа к образованию, большему соответствию содержания образования требованиям потребителей образовательных услуг и рынка труда.
В ходе реализации в 2002-2006 годах Проект оказал содействие в эффективной реализации правительственной Концепции модернизации образования путем пилотного опробования мероприятий по реформированию системы общего и начального профессионального образования в двух пилотных регионах (Самарской области и Чувашской Республике), а также усилил потенциал Министерства образования Российской Федерации в управлении и координации образовательными программами на федеральном и региональном уровнях.
Проект состоял из тесно взаимосвязанных федерального и регионального компонентов, которые предусматривали:
• создание нового организационно-экономического механизма в системе образования, предполагающего подушевое финансирование учреждений образования и повышение их экономической самостоятельности;
• разработку и реализацию моделей реструктурирования сети школ в городской и сельской местности для обеспечения большей эффективности и доступности образовательных услуг;
• разработку и реализацию моделей реструктурирования системы начального профессионального образования, направленных на усиление его соответствия требованиям рынка труда;
• реализацию новых моделей управления образованием на всех уровнях, предполагающих массовую переподготовку управленцев и создание государственно-общественных органов управления;
• совершенствование федеральной системы образовательной статистики и мониторинга качества образования;
• работы по активному распространению успешного опыта модернизации и структурной перестройки образования в другие регионы России.
Цель проекта: повышение качества управления образованием на всех уровнях, расширение участия общества в решение проблем образования и управление системой на основе повышения доступности достоверной информации о системе образования.
Задачи проекта:
• Провести анализ регулярных публикаций результатов мониторинга системы образования и статистических исследований на региональном (суб-региональном уровне);
• Описать и согласовать со всеми заинтересованными пользователями индикаторы, характеризующих систему образования на разных уровнях от учебного заведения до национальной системы образования, для построения на их основе структуры докладов;
• На основе проведенного анализа предложить единый способ расчета индикаторов, включая источники информации и методы приведения данных к сопоставимому виду, позволяющие проводить сопоставления образовательных систем и учебных заведений, находящихся в различных условиях функционирования;
• Разработать состав и формы представления информации об образовании по уровням:
- Национальная система образования
- Региональная образовательная система
- Суб-региональная система образования
- Образовательное учреждение общего и начального профессионального образования;
• Организовать обсуждение данных индикаторов и способов их расчета c профессиональной общественностью в рамках семинара;
• Разработать макеты докладов о состоянии и результатах деятельности образовательных систем на национальном, региональном и суб-региональном уровне, а также макет публичного отчета учреждения общего образования и начального профессионального образования.
• Повести обследование в пилотных регионах, подготовить оригинал макеты экспериментальных докладов о состоянии и результатах деятельности соответствующих образовательных систем (бумажную и электронную версии).
• Отработать процедуры согласования и открытого распространения отчетов учебных заведений общего и начального профессионального образования.
• Согласовать с Министерством образования и науки Российской Федерации:
- макет ежегодного национального доклада о состоянии и результатах деятельности системы образования;
- текст экспериментального национального доклада;
- методические рекомендации по разработке, публикации и распространению публичных докладов в рамках функционирования региональных систем образования.
• Согласовать с органами управления образованием регионов:
? макеты докладов о состоянии и результатах деятельности региональной и субрегиональной систем образования, а также отчётов образовательных учреждений;
- тексты соответствующих экспериментальных докладов;
- методические рекомендации по разработке, публикации и распространению публичных докладов в рамках функционирования региональной и субрегиональных систем образования.
• Издать и распространить национальный доклад и рекомендации по использованию разработанных в рамках проекта макетов докладов в регулярной практике функционирования региональных систем образования.
Непосредственные участники проекта: Работники системы образования – педагоги, специалисты, руководители всех уровней.
Результаты данной работы предназначены для распространения среди следующей группы специалистов:
1. Федеральный уровень
• Представители законодательной власти федерального уровня, отвечающие за формирование социальной и бюджетной политики
• Руководители и специалисты Министерства образования и науки РФ;
• разработчики программ и проектов в области мониторинга качества образования;
• специалисты других органов исполнительной власти федерального уровня, осуществляющие функции мониторинга образования в Российской Федерации, разработку социальной политики.
2. Региональный уровень
• Представители органов законодательной и исполнительной власти регионов, формирующие и реализующие социальную политику
• Руководители и специалисты региональных органов управления образованием
• специалисты региональных центров мониторинга в образовании, центров оценки и контроля качества образования;
• Специалисты в области управления образованием и экспертизы образования.
• Учащиеся и их родители;
• Представители местного сообщества, рынка труда,
3. Муниципальный уровень
• Представители органов местной законодательной и исполнительной власти, формирующие и реализующие социальную политику
• Руководители муниципальных (субрегиональных) органов управления образованием
• Учащиеся и их родители;
• Представители местного сообщества, рынка труда,
4. Уровень ОУ
• Администрация ОУ;
• Персонал ОУ.