РАЗРАБОТКА МАКЕТОВ ДЛЯ ЕЖЕГОДНЫХ ДОКЛАДОВ О СОСТОЯНИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Название проекта: Разработка макетов для ежегодных докладов о состоянии и результатах деятельности системы образования на федеральном, региональном и суб-региональном уровнях и отчетов общеобразовательных учреждений

Заказчик: Национальный фонд подготовки кадров

Проект носил пилотный характер и был направлен на отработку на федеральном и региональном уровнях основных элементов стратегии модернизации образования, реализация которых должна привести к повышению качества общего среднего и начального профессионального образования, обеспечению равенства доступа к образованию, большему соответствию содержания образования требованиям потребителей образовательных услуг и рынка труда.

В ходе реализации в 2002-2006 годах Проект оказал содействие в эффективной реализации правительственной Концепции модернизации образования путем пилотного опробования мероприятий по реформированию системы общего и начального профессионального образования в двух пилотных регионах (Самарской области и Чувашской Республике), а также усилил потенциал Министерства образования Российской Федерации в управлении и координации образовательными программами на федеральном и региональном уровнях.

Проект состоял из тесно взаимосвязанных федерального и регионального компонентов, которые предусматривали:

• создание нового организационно-экономического механизма в системе образования, предполагающего подушевое финансирование учреждений образования и повышение их экономической самостоятельности;

• разработку и реализацию моделей реструктурирования сети школ в городской и сельской местности для обеспечения большей эффективности и доступности образовательных услуг;

• разработку и реализацию моделей реструктурирования системы начального профессионального образования, направленных на усиление его соответствия требованиям рынка труда;

• реализацию новых моделей управления образованием на всех уровнях, предполагающих массовую переподготовку управленцев и создание государственно-общественных органов управления;

• совершенствование федеральной системы образовательной статистики и мониторинга качества образования;

• работы по активному распространению успешного опыта модернизации и структурной перестройки образования в другие регионы России.

Цель проекта: повышение качества управления образованием на всех уровнях, расширение участия общества в решение проблем образования и управление системой на основе повышения доступности достоверной информации о системе образования.

Задачи проекта:

• Провести анализ регулярных публикаций результатов мониторинга системы образования и статистических исследований на региональном (суб-региональном уровне);

• Описать и согласовать со всеми заинтересованными пользователями индикаторы, характеризующих систему образования на разных уровнях от учебного заведения до национальной системы образования, для построения на их основе структуры докладов;

• На основе проведенного анализа предложить единый способ расчета индикаторов, включая источники информации и методы приведения данных к сопоставимому виду, позволяющие проводить сопоставления образовательных систем и учебных заведений, находящихся в различных условиях функционирования;

• Разработать состав и формы представления информации об образовании по уровням:

- Национальная система образования

- Региональная образовательная система

- Суб-региональная система образования

- Образовательное учреждение общего и начального профессионального образования;

• Организовать обсуждение данных индикаторов и способов их расчета c профессиональной общественностью в рамках семинара;

• Разработать макеты докладов о состоянии и результатах деятельности образовательных систем на национальном, региональном и суб-региональном уровне, а также макет публичного отчета учреждения общего образования и начального профессионального образования.

• Повести обследование в пилотных регионах, подготовить оригинал макеты экспериментальных докладов о состоянии и результатах деятельности соответствующих образовательных систем (бумажную и электронную версии).

• Отработать процедуры согласования и открытого распространения отчетов учебных заведений общего и начального профессионального образования.

• Согласовать с Министерством образования и науки Российской Федерации:

- макет ежегодного национального доклада о состоянии и результатах деятельности системы образования;

- текст экспериментального национального доклада;

- методические рекомендации по разработке, публикации и распространению публичных докладов в рамках функционирования региональных систем образования.

• Согласовать с органами управления образованием регионов:

? макеты докладов о состоянии и результатах деятельности региональной и субрегиональной систем образования, а также отчётов образовательных учреждений;

- тексты соответствующих экспериментальных докладов;

- методические рекомендации по разработке, публикации и распространению публичных докладов в рамках функционирования региональной и субрегиональных систем образования.

• Издать и распространить национальный доклад и рекомендации по использованию разработанных в рамках проекта макетов докладов в регулярной практике функционирования региональных систем образования.

Непосредственные участники проекта: Работники системы образования – педагоги, специалисты, руководители всех уровней.

Результаты данной работы предназначены для распространения среди следующей группы специалистов:

1. Федеральный уровень

• Представители законодательной власти федерального уровня, отвечающие за формирование социальной и бюджетной политики

• Руководители и специалисты Министерства образования и науки РФ;

• разработчики программ и проектов в области мониторинга качества образования;

• специалисты других органов исполнительной власти федерального уровня, осуществляющие функции мониторинга образования в Российской Федерации, разработку социальной политики.

2. Региональный уровень

• Представители органов законодательной и исполнительной власти регионов, формирующие и реализующие социальную политику

• Руководители и специалисты региональных органов управления образованием

• специалисты региональных центров мониторинга в образовании, центров оценки и контроля качества образования;

• Специалисты в области управления образованием и экспертизы образования.

• Учащиеся и их родители;

• Представители местного сообщества, рынка труда,

3. Муниципальный уровень

• Представители органов местной законодательной и исполнительной власти, формирующие и реализующие социальную политику

• Руководители муниципальных (субрегиональных) органов управления образованием

• Учащиеся и их родители;

• Представители местного сообщества, рынка труда,

4. Уровень ОУ

• Администрация ОУ;

• Персонал ОУ.