РАЗРАБОТКА ОБЩИХ ТРЕБОВАНИЙ К РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ СТАТИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

Название проекта: Разработка общих требований к российской системе статистики образования на основе международного опыта

Заказчик: Национальный фонд подготовки кадров

Цель разработки: Представление статистических данных в сфере высшего профессионального образования в контексте международных подходов к оценке национальных образовательных систем и международных стандартов статистики образования

Специфические цели разработки – создание общей методической базы для:

- реализуемых в настоящее время и будущих работ по анализу высшего образования,

- сопоставительных межстрановых исследований,

- представления статистических данных о российском образовании в международных обзорах

- участия России в проекте по Всемирными индикаторам образования (World Education Indicators – WEI), разрабатываемым ЮНЕСКО и ОЭСР.

Основные задачи:

1. анализ действующей в России системы статистической информации по высшему образованию и ее соответствия международным стандартам;

2. изучение международных рекомендаций по оценке статистических показателей высшего профессионального образования;

3. разработка методических рекомендаций по пересчету показателей статистики высшего образования в соответствии с международными стандартами;

4. разработка предложений по дополнению действующей системы статистики новыми показателями, в первую очередь, характеризующими финансирование высшего образования;

5. проведение серии case-studies по исследованию финансовых потоков в высших учебных заведениях различной подчиненности, разных форм собственности, осуществляющих разнообразные виды деятельности;

6. осуществление экспериментальных пересчетов действующих показателей и экспериментальных расчетов показателей финансирования высшего образования в Российской Федерации для их представления в ОЭСР в составе Всемирных индикаторов образования.

Краткое описание содержания и организации работы

В ходе работы был проведен анализ системы показателей статистической отчетности по высшему образованию, международных рекомендаций и стандартов статистики образования ЮНЕСКО и ОЭСР, выявлены расхождения в методике расчета показателей и индикаторы, отсутствующие в российской статистике.

В отношении индикаторов отсутствующих, в российской статистике, или представленных недостаточно полно, в первую очередь по финансовому блоку должны быть проведены case studies для выявления объемов,, источников, адресности и направлений использования средств поступающих в сферу образования как на учебные цели, из всех источников. На основании исследований, должны быть проведены модельные расчеты новых и пересчеты действующих показателей и отработаны методики пересчета для сопоставительных исследований и представления россиской статистики в международных обзорах.

Результатом работы стал:

- анализ соответствия российской статистики высшего образования международным стандартам (аналитический доклад),

- методики пересчета имеющихся показателей для их приведения в сопоставимый с международными стандартами вид

- предложения по дополнению действующей системы статистики, в первую очередь показателями финансирования высшего образования, с экспериментальными расчетами, характери.